

Технология нейроразвития в детской реабилитации
Методы нейроразвития (NDT, Neuro-Developmental Treatment) фокусируются на улучшении контроля за движениями, нормализации осанки, баланса, координации и постурального контроля у детей с нарушениями развития. Методика основана на понимании того, как дети развиваются и учатся двигаться, направлена на содействие оптимальным моделям движения посредством терапевтического вмешательства.
Принципы NDT основываются на взаимосвязи между двигательными навыками и лежащими в их основе нейродинамическими процессами.
Нейроразвивающие технологии используются для компенсации различных детских заболеваний. Вот некоторые ключевые методы, которые обычно используются в клинической практике:
– Подход Бобата: метод акцентируется на нормализации моделей движения, улучшении контроля осанки и облегчении движений с помощью практического руководства. Практика: помогите ребенку перевернуться со спины на живот, осторожно направляя его бедра и плечи, пока он тянется за игрушкой.
– Терапия сенсорной интеграцией: метод сенсорной интеграции помогает детям обрабатывать и реагировать на чувствительную информацию, используя действия, которые стимулируют сенсорные системы, что приводит к улучшению моторного планирования и координации. Тактика: создайте “сенсорный поток” с помощью различных материалов (например, ковра, пены и травы), по которому ребенок сможет ходить или ползать, способствуя исследованию и движению.
– Обучение, ориентированное на задачу: этот подход фокусируется на значимых действиях, которые способствуют функциональному движению, позволяя детям практиковать навыки в контексте, а не изолированно. Занятие: вовлеките ребенка в простую полосу препятствий, где он должен перемещаться между объектами, что способствует развитию решения задач и двигательным навыкам.
– Ритмическая слуховая стимуляция. Метод использует ритмичные звуки или музыку для поощрения движения и синхронизации двигательных стереотипов, что особенно полезно при обучении ходьбе. Практика: используйте различные инструменты (например, тамбурины, шейкеры) или записи повседневных звуков (например, животных или транспортных средств). Попросите ребенка идентифицировать звуки и имитировать их.
– Терапия движениями, вызванными ограничением (CIMT. Constraint-Induced Movement Therapy): в этой технике здоровая конечность ограничивается, чтобы поощрять использование пораженной конечности, способствуя восстановлению моторики посредством интенсивной практики.
– Акватерапия. Техника обеспечивает одновременно и сопротивление и поддержку, позволяя детям осваивать движения с меньшим риском получения травмы.
– Укрепление и производительность. Специально разработанные упражнения для повышения мышечной силы, выносливости и общей физической подготовки, часто включающие игру. Практика: используйте балансировочную доску, пока ребенок стоит и бросает или ловит мяч, улучшая равновесие и стимулируя мышцы туловища.
– Игровая терапия:. Интеграция игры в терапию способствует мотивации и вовлеченности в упражнения, делает движения приятными и осмысленными. Практика: используйте терапевтические качели, чтобы стимулировать вестибулярный анализатор, пока ребенок играет с подвесными игрушками. Это улучшает сенсорную интеграцию и тренирует мышцы туловища (прежде всего мышцы, ответственные за постуральный контроль).
– Визуальная и вестибулярная стимуляция. Занятия, улучшающие координацию, равновесие, баланс и пространственное восприятие, чрезвычайно важны для общего развития моторики. Занятие: используйте движущиеся объекты (например, мяч или свет), чтобы побудить ребенка следить глазами. Вы также можете использовать игрушки, которые нужно толкать или катить, а также различного рода нестабильные платформы.
– Уход, ориентированный на семью. Вовлечение членов семьи в сеансы терапии, для интеграции упражнений и стратегий в повседневную жизнь.
Эти методы можно адаптировать для удовлетворения индивидуальных потребностей, способствуя оптимальному развитию и улучшая качество жизни детей с различными заболеваниями.
Я, как врач невролог, оказываю помощь в лечении детей с нарушениями развития в том числе двигательными расстройствами.