Современные метаморфозы медицины

Когда то медициной занимались цирюльники (прародители дерматологов), шаманы (будущие психиатры), кузнецы (сегодняшние хирурги), повитухи (современные акушеры). Потом появились аптекари, лекари, “дохтуры”. В прошлом медицина считалась искусством и была окружена ореолом таинств и загадок. Пациенты полностью полагались на врача и доверяли ему. Больных не особо интересовало, что делает доктор, как он думает и какие у него планы. Общение между врачом и пациентом носило абсолютно императивный и патерналисткий характер. Врач указывал, пациент выполнял, без вопросов и возражений.

Сегодня все стремительно меняется. Пациенты хотят активно участвовать в диагностико-лечебном процессе, понимать, что с ними происходит, знать прогнозы своего здоровья.

Когда то я относился скептически и, возможно, даже негативно к желанию пациента быть активным участником лечебного процесса. Я думал так: “пациенты ничего не понимают в медицине (мы, врачи, сами иногда ничего не понимаем), и что-то объясняя, мы их только запутаем”.

Но сегодня я понимаю, что создание гармоничных отношений “врач/пациент” – одна из необходимых функций врача-профессионала. Налаживание продуктивных коммуникаций с пациентом реально улучшает качество лечения.

Медицина развивается. Безусловно, основная задача врача – это быть компетентным специалистом, правильно и внимательно проводить диагностику и лечение, обладать совершенным клиническим мышлением. Но сегодня врач не может считать себя профессионалом своего дела, если он не в состоянии создавать эффективные и полезные для лечения коммуникации с пациентом.

Создание качественных коммуникативных связей с пациентом это непростая задача для клинициста. Как и любой другой процесс, создание коммуникаций “пациент/врач” требует определенного баланса. С одной стороны необходимо избегать потребительского типа отношений, с другой, только директивный тип управления лечебным процессом также недостаточно продуктивен.

Врач должен обладать навыками всеми необходимыми для создания продуктивных коммуникаций с пациентом: эмпатия, умение слушать и слышать, доступно объяснять пациенту суть клинической проблемы, проявлять сочувствие и искреннее участие, понимать и принимать отношение пациента к своему недугу и его мнение о лечебном процессе. При этом врач не должен терять контроль своих эмоций и становиться объектом манипуляций или во всем соглашаться с пациентом.

Практика и научные исследования показали, что навыки врача в создании эффективных и продуктивных коммуникаций с пациентом значительно улучшают результаты лечения и удовлетворенность лечебным процессом, как со стороны врача, так и со стороны пациента.

Так почему бы не развивать у себя эти навыки?

Меню
Заказать звонок
+
Жду звонка!