Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ, ГРДВ)

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ, ГРДВ)

Частой причиной обращения к детскому неврологу, психиатру, психотерапевту или психологу являются нарушения внимания, отвлекаемость, повышенная активность ребенка.

Ребенок с гиперактивностью с затруднениями адаптируется в детских коллективах, нередко отмечаются трудности обучения, родителям трудно контролировать его поведение, повышен риск опасного для ребенка поведения (несчастные случаи).

В старшем возрасте у детей с СДВГ выше риск девиантного поведения и социопатий (склонность к риску, поиск ощущений, патологические влечения).

СДВГ – это врожденно-наследственная особенность биохимизма головного мозга, проявляющаяся определенным паттерном (типом) поведенческих расстройств. При СДВГ отмечается дисбаланс нейромедиаторов (серотонин, дофамин, норадреналин, гамма аминомасляная кислота) центральной нервной системы, что приводит к дисфункции внутримозговых систем, контролирующих поведение.

СДВГ это синдромальное состояние. Существует несколько подтипов СДВГ (ГРДВ), которые представляют собой континуум от сверхфокусированного расстройства внимания до слабофокусированного расстройства внимания.

При сверхфокусированном внимании ребенок с трудом переключает внимание с одного объекта (вида деятельности) на другой. При слабофокусированном расстройстве, наоборот, ребенок не может концентрировать внимание на длительное время.

При СДВГ первично страдает внимание. Нарушения внимания могут сочетаться (или отмечаться изолировано) с гиперактивностью с формированием классического СДВГ. При нарушениях внимания часто отмечается поиск новых ощущений или, напротив, боязнь и избегание новизны. Вероятна связь расстройств внимания с нарушениями аутистического спектра.

В дошкольных коллективах ребенок с СДВГ резко отличается от сверстников расторможенным и беспокойным поведением с часто бесцельной деятельностью.

Трудности обучения объясняются частым переключением внимания, отвлекаемостью, истощаемостью при выполнении монотонной работы, нарушения мотивации

ГРДВ необходимо отличать от особенностей темперамента, общих нарушений психического развития (интеллектуальная недостаточность), неврозоподобных расстройств (церебрастения, навязчивости), последствий органического поражения ЦНС (травмы, инфекции), обменных заболеваний нервной системы.

Своевременная диагностика и лечение состояний с нарушением внимания позволяет хорошо адаптировать ребенка в детском коллективе и нормализовать обучение.

Критерии диагностики СДВГ:

Постоянство (нарушение внимания проявляются всегда и везде)

Выраженность нарушений. Многие дети с диагнозом СДВГ это любознательные дети с особенностями темперамента. СДВГ обязательно приводит к социальной дезадаптации ребенка, невозможности посещать ДДУ и обучаться в общеобразовательной школе.

Нарушения внимания могут встречаться изолировано или сочетаются с другими психическими нарушениями и расстройствами поведения (нарушения памяти, снижение интеллекта, речевые расстройства)

Раннее начало (до года, иногда мать ребенка отмечает повышенную активность ребенка даже во время беременности)

Непрогрессирующий, стационарный характер течения

Диагностика детей с нарушениями внимания и гиперактивностью трудемка. В наилучшем варианте ее должен проводить врач, получивший два образования: “Психиатрия” и “Неврология”. Но в практике это труднодостижимо. Поэтому диагностика детей с нарушениями внимания проводится рабочей группой в составе врача невролога, психиатра, психолога, педагога (детская поведенческая неврология). Основное место в диагностике СДВГ занимает клиническая диагностика (осмотр, беседа с врачом). Для подтверждения и уточнения диагноза проводятся лабораторно-инструментальные исследования (электроэнцефалограмма, томография, анализы крови).

Хотя нет единого мнения, большинство специалистов детской поведенческой неврологии считают, что нарушения внимания с гиперактивностью или без нее необходимо лечить.

Существует два подхода в лечении СДВГ

  • Отечественный метод предполагает назначение курсов ноотропов – средств неспецифически улучшающих обмен веществ в нервных клетках.
  • Зарубежные специалисты применяют в лечении специализированные средства изменяющие “нейромедиаторный пейзаж” в головном мозге (психостимуляторы, антидепрессанты, антиконвульсанты, нейролептики, клофеллин).

Недостатком отечественной методики является низкая эффективность и неспецифичность лечения (за рубежом считается, что ноотропое лечение неэффективно в принципе). Ноотропы не могут дифференцировано воздействовать на тонкие взаимоотношения регуляторных поведенческих систем ЦНС. Эффективность ноотропного лечения СДВГ не доказана. Относительным достоинством ноотропного лечения является его безопасность и практически нулевой риск осложнений.

Средства нейромедиаторного лечения дифференцировано и тонко воздействуют на поведенческие регуляторные системы головного мозга. При этом отмечается действительно значимый клинический эффект, который достигнуть с помощью ноотропного лечения крайне затруднительно. Эффективность применения нейромедиаторного лечения СДВГ клинически достоверно доказана.

Недостатками нейромедиаторного лечения СДВГ являются: значимый риск осложнений, необходимость длительного приема относительно дорогостоящих препаратов.

По-видимому, более перспективным направлением лечения СДВГ, является нейромедиаторная терапия, предложенная зарубежными психоневрологами.

Проблема заключается в том, что методики нейромедиаторного лечения не утверждены минздравом России, и поэтому они юридически незаконны.

Принципиально важно проводить комплексное лечение детей с СДВГ, включающее, как медикаментозные, так и немедикаментозные методы воздействия.

К эффективным немедикаментозным методам лечения относятся: центральная электрофизиотерапия (мезодиэнцефальная стимуляция, электростимуляция, микрополяризация), кинезиотерапия (лечебная гимнастика, массаж), коррекционная педагогика и логопедия, общение с животными (дельфинотерапия, иппотерапия).

Благодаря комплексному воздействию на сегодня удалось достичь высоких результатов лечения детей с нарушениями внимания (СДВГ, ГРДВ).

Меню
ПОЗВОНИТЕ МНЕ
+
Жду звонка!