Расстройства речи у детей

Речь – важнейшая функция психического развития

Заболевания нервной системы и внутренних органов могут вызвать нарушения формирования речи у детей.

В лечении детей с расстройствами речи участвуют неврологи, логопеды, педагоги, психологи, сурдологи, оториноларингологии, врачи ЛФК.

Какие виды нарушений речи диагностируются у детей?

  • Нарушение звукопроизношения (артикуляции) – дизартрия

Дефекты зубочелюстной системы (отсутствие зубов, расщелина неба и т.д.)

Нарушение иннервации органов речи (миопатия, миастения, невропатия, бульбарный, псевдобульбарный синдром, мозжечковая и экстрапирамидная дизартрия

  • Расстройства целенаправленных движений речевого аппарата (диспраксия)
  • Поражение речевых зон коры (дисфазия)

Сенсорная

Моторная

Сочетанная

Дисфазия развития детей – наследственно обусловленная задержка формирования экспрессивной (произношение) речи при сохранном импрессивном компоненте (понимание речи). Дисфазия развития – специфичное для детского возраста нарушение речи с относительно благоприятным прогнозом.

  • Нарушения ритмики речи (запинки, заикание)
  • Нарушение речи вследствие потери слуха (полного или парциального)
  • Мутизм
  • Социальная депривация (педагогическая запущенность, асоциальная семья)

Педагого-логопедическая классификация предусматривает несколько иной уклад.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Лексическое расстройство

Аграмматизм

Прагматические нарушения речи

Нарушения речи могут протекать изолировано или в сочетании с другими нарушениями нервной деятельности (поведенческие расстройства, интеллектуальная, недостаточность, двигательные нарушения).

В детском возрасте может отмечаться потеря уже сформированных речевых навыков (афазия), например при обменных заболеваниях, опухолях, черепно-мозговых травмах.

Причины речевых расстройств

Наследственно-врожденная патология (пороки развития, перинатальные поражения)

Объемные образования (опухоли, гематомы)

Сосудистая патология

Инфекционные заболевания (энцефалит)

Заболевания ЛОР-органов (аденоиды), расстройства слуха

Тяжелые хронические заболевания внутренних органов

Диагностика речевых нарушений проводится рабочей группой в составе невролога, психиатра, психолога, логопеда, педагога. При необходимости проводится лабораторная и инструментальная диагностика.

Опытный клиницист (невролог, логопед) может выявить нарушение речевого развития с возраста шести месяцев. Диагностика и лечение речевых нарушений должно быть своевременным, поскольку задержка речи повлечет за собой дисгармоничное развитие других психических функций.

Меню
Заказать звонок
+
Жду звонка!