Расстройства речи у детей
Речь – важнейшая функция психического развития
Заболевания нервной системы и внутренних органов могут вызвать нарушения формирования речи у детей.
В лечении детей с расстройствами речи участвуют неврологи, логопеды, педагоги, психологи, сурдологи, оториноларингологии, врачи ЛФК.
Какие виды нарушений речи диагностируются у детей?
- Нарушение звукопроизношения (артикуляции) – дизартрия
Дефекты зубочелюстной системы (отсутствие зубов, расщелина неба и т.д.)
Нарушение иннервации органов речи (миопатия, миастения, невропатия, бульбарный, псевдобульбарный синдром, мозжечковая и экстрапирамидная дизартрия
- Расстройства целенаправленных движений речевого аппарата (диспраксия)
- Поражение речевых зон коры (дисфазия)
Сенсорная
Моторная
Сочетанная
Дисфазия развития детей – наследственно обусловленная задержка формирования экспрессивной (произношение) речи при сохранном импрессивном компоненте (понимание речи). Дисфазия развития – специфичное для детского возраста нарушение речи с относительно благоприятным прогнозом.
- Нарушения ритмики речи (запинки, заикание)
- Нарушение речи вследствие потери слуха (полного или парциального)
- Мутизм
- Социальная депривация (педагогическая запущенность, асоциальная семья)
Педагого-логопедическая классификация предусматривает несколько иной уклад.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Лексическое расстройство
Аграмматизм
Прагматические нарушения речи
Нарушения речи могут протекать изолировано или в сочетании с другими нарушениями нервной деятельности (поведенческие расстройства, интеллектуальная, недостаточность, двигательные нарушения).
В детском возрасте может отмечаться потеря уже сформированных речевых навыков (афазия), например при обменных заболеваниях, опухолях, черепно-мозговых травмах.
Причины речевых расстройств
Наследственно-врожденная патология (пороки развития, перинатальные поражения)
Объемные образования (опухоли, гематомы)
Сосудистая патология
Инфекционные заболевания (энцефалит)
Заболевания ЛОР-органов (аденоиды), расстройства слуха
Тяжелые хронические заболевания внутренних органов
Диагностика речевых нарушений проводится рабочей группой в составе невролога, психиатра, психолога, логопеда, педагога. При необходимости проводится лабораторная и инструментальная диагностика.
Опытный клиницист (невролог, логопед) может выявить нарушение речевого развития с возраста шести месяцев. Диагностика и лечение речевых нарушений должно быть своевременным, поскольку задержка речи повлечет за собой дисгармоничное развитие других психических функций.