Стивен Хайес (корифей когнитивно-поведенческой терапии третьей волны) большое внимание уделяет практическому и экспериментальному подтверждению теории психических процессов, и в частности психотерапевтических интервенций.

Сотрудничая с генетиками, Стивен Хайес указывает, что наши эмоции могут изменить работу наших генов. Нет, генотип остается прежним, но меняется “включение генов в работу”, т.е. их экспрессия.

Если человек длительное время испытывает интенсивные негативные эмоции (тревога, гнев), происходит довольно стойкая активация определенной группы генов. Т.е. человеческий опыт способен определять какие гены могут работать интенсивнее. Генотип это гибкая и открытая система, которая может быть пластична к психическим изменениям.

Эпигенетические изменения могут снизить адаптивные возможности человека и повысить его чувствительность к развитию депрессии и тревожного расстройства, например. Со временем экспрессия определенной группы генов может закрепиться, что в свою очередь закрепляет деструктивный поведенческий паттерн.  Таким образом, замыкается порочный круг аффективно-эмоциональных нарушений.

Более того, показано, что предрасположенность активации генов способна передаваться потомству.

Исследования показали, что дети людей переживших жизнеугрожающие события (концлагерь, голод) более чувствительны к стрессам и травмам, благодаря эпигенетическим изменениям. Подобные вариации генотипа могут развиваться и при жестоком (или игнорирующем) обращении в детстве.

Но человек способен и на обратное влияние. Процессы психологической гибкости способны менять работу генов. Приобретая навыки психологической  гибкости и адаптивности, человек способен запускать генетические переключатели в лучшую для себя сторону, даже если эти переключатели были включены его бабушками и дедушками…

Из книги Стивена Хайеса “Освобожденный разум”.

Меню
Заказать звонок
+
Жду звонка!