Мозг и речь ребенка
В коре головного мозга существуют зоны, специфично отвечающие за речь. В теменно-височной области выделяют основные зоны речи: понимания и воспроизведения. Однако сложно назвать часть мозга, которая бы не имела отношения к речи. Например, мозжечок отвечает за координацию мышц головы и, соответственно, плавность речи, в стволе головного мозга расположены центры, иннервирующие мышцы рта и глотки, экстрапирамидная система регулирует скорость и отчасти эмоциональные оттенки речи, по кохлеарному нерву в мозг поступают сигналы от органа слуха.
В силу чрезвычайной сложности архитектоники “речевого мозга”, диагностика речевых нарушений у детей всегда непроста. К этому еще нужно прибавить особенности механизмов постоянно развивающегося и адаптирующегося мозга ребенка, а также трудности клинического осмотра ребенка.
И все же неврологи не сдаются. Внимательно изучают объективный статус ребенка, историю его развития, выявляют сопутствующие неврологические нарушения, привлекают дополнительные методы диагностики (нейровизуализация, лабораторные исследования, электроэнцефалография) и консультации смежных специалистов (логопеды, психологи, дефектологи).
Квалифицированная диагностика – это 75% конечного результата лечения, при точном и полном диагнозе, назначить эффективное лечение, как правило, не составляет труда. Благодаря достижениям нейронаук, сегодня речевые нарушения у детей чаще с благоприятным прогнозом.
Врач невролог Жуйков Александр Вячеславович